Законопроект Минфина о повышении Налогов с 2026 года принят Госдумой в первом чтении. Что это значит для бизнеса, остались ли шансы?

22 октября 2025 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ внесён Минфином, и формирует налоговую реформу-2026.
До 10 ноября 2025 года в Комитет Госдумы по бюджету и налогам будут направлены поправки, а второе чтение ожидается 18 ноября 2025 года. А что фактически означает это принятие, и можно ли малому бизнесу надеяться на изменения в лучшую сторону, сейчас разберемся.
Итак, какие изменения, кардинально меняющие налоговую систему для малого и среднего бизнеса, были изначально заложены в законопроект:
- снижение лимита дохода для применения ПСН до 10 млн руб. и отмена ПСН для грузовых перевозок и стационарной розничной торговли;
- автоматический переход на уплату НДС при превышении лимита 10 млн руб. по УСН;
- рост тарифа страховых взносов с ФОТ для большей части субъектов малого и среднего предпринимательства до 30%, а для IT-компаний с 7,6% до 15% внутри базы;
- обязанность начислять страховые взносы руководителям исходя из МРОТ, даже если фактически заработную плату ему платят меньше, или не платят вовсе;
- повышение ставки НДС до 22% вместо действующей 20% и отмена льготы для Российского ПО.
То, что 22 октября Госдума приняла в первом чтении налоговые изменения 2026 года, означает согласие с общей концепцией этих изменений. Сейчас должны быть внесены правки ко второму чтению, которое определит, как и когда новые правила вступят в силу для бизнеса.
Очевидно, что по повышению ставки НДС до 22% решение уже принято. Тем более одновременно с «налоговым» законопроектом принимается бюджет на следующий год, в котором прямо заложены доходы от увеличенной ставки НДС. Важно, что самое значительное налоговое дополнительное пополнение бюджета должно дать именно повышение ставки НДС до 22%, а не «упрощёнка» и патент с новыми лимитами.
Цифры из Финансово-экономического обоснования к законопроекту говорят красноречивее любых слов. Оцените масштаб (в млн руб.):
После первого чтения ключевым документом становится заключение Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Выделим из него главное.
Цитата:
«Период времени, предусмотренный для вступления в силу предлагаемых законопроектом мер, по мнению Комитета, может оказаться недостаточным для подготовки и адаптации бизнеса к новым правилам налогообложения».
Комментарий: Самый важный пункт – предложение о поэтапном, а не одномоментном введении новых лимитов по УСН и ПСН с 1 января 2026 года.
Возможные поправки ко второму чтению
Поэтапный переход
Цитата:
«…установления более плавного поэтапного перехода реализации проектируемых норм в части:
– изменения пороговых значений доходов, при которых налогоплательщики, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС, а налогоплательщики, применяющие ПСН, теряют право на применение указанного налогового режима;
– предстоящей отмены льготы по НДС в отношении исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных…».
Изначально бизнес-ассоциации, включая РСПП, предлагали сохранить порог на уровне 30 млн рублей. Согласно данным РБК, сейчас рассматриваются три варианта поэтапного снижения лимитов для перехода на НДС и отмены ПСН:
Постепенное снижение:
2026 — 30 млн → 2027 — 20 млн → 2028 — 15 млн.
Более быстрое ужесточение:
Первый год — 20 млн → Второй год — 15 млн → Третий год — 10 млн.
Жесткий сценарий:
Первый год — 20 млн → Следующий год — сразу 10 млн.
Патент для розницы
«Сохранения возможности применения ПСН в отношении розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах».
Комментарий: Патентную систему сохранят только для сельской местности, что хорошо, но это все равно оставит за бортом многих ИП в городах и городских округах с низкими доходами. Бизнесу придется сделать выбор - закрываться или повышать цены на 6-11%.
Пониженные тарифы для отдельных сфер
«Сохранения действующих пониженных тарифов страховых взносов для субъектов МСП в отношении социально-значимых сфер деятельности бизнеса (образование, ЖКХ и пр.)».
Комментарий: Льготы сохранятся только для некоторых видов деятельности. Большинству работодателей придется платить 30% взносов с выплат сотрудникам, вместо 15-18%, действующих сейчас.
«…предстоящая отмена льготы по НДС в отношении исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных…»
Комментарий: IT-сектор у нас, пока, любимая жена, и тут бизнесу повезёт, что уже ясно. Сначала на пленарном заседании министр финансов Антон Силуанов заявил, что решение будет найдено, и уже на следующий день вице-премьер Дмитрий Григоренко сообщил, что по итогам обсуждений с Минфином считает возможным отложить отмену действующих льгот по НДС для российского программного обеспечения.
Расширение расходов по УСН
«…расширения закрытого перечня расходов, учитываемых при применении УСН, с учетом увеличения порогового значения доходов по УСН до 450 млн руб.».
Комментарий: Хоть перечень и был закрытый, но все существенные расходы входили в него и ранее.
НДС-ставки на УСН
«Смягчения нормы пункта 8 статьи 164 НК РФ, запрещающей налогоплательщику, применяющему УСН и налоговые ставки по НДС 5 или 7 процентов, в течение трех лет изменять применяемую ставку».
Комментарий: Действительно для новых плательщиков НДС будет удобным ранее чем через 3 года отказаться от фиксированного оборотного 5-7% НДС и перейти на классический налог с добавленной стоимости.
Мораторий на штрафы
«…рассмотреть возможность установления аналогичной меры [моратория], как в 2025 году, когда налогоплательщиков, впервые ставших плательщиками НДС, не привлекали к ответственности за первое нарушение».
Комментарий: Тоесть, разово освободить от потенциального штрафа в 1000 рублей.
Что из остальной части документа заслуживает внимания:
1. «…законопроектом предлагается пересмотр единых пониженных тарифов, введенных в период пандемии… По итогам 2024 года получателями льготы является менее 1/5 субъектов МСП. Действие льготы не оказало влияния на численность занятых и рост заработной платы…».
Комментарий: Именно пониженные взносы в последние годы вывели из тени тысячи малых компаний и позволили платить сотрудникам белые зарплаты.
2. «Комитет особо отмечает, что условия налогообложения, предусмотренные специальным налоговым режимом «Налог на профессиональный доход», остаются неизменными».
Комментарий: Упоминание о «неизменности» следует понимать также и в контексте установленного срока действия эксперимента по НПД: а именно до конца 2028 года. В то время, как в 2025 году не раз звучали слова, что и до этого надо видоизменить налоги для самозанятых.
Итог
Налоговая реформа ставит бизнес перед сложным выбором. Согласно данным опросов, около двух трети предпринимателей планируют компенсировать возросшую налоговую нагрузку за счет увеличения цен. Особенно уязвимой оказалась розничная торговля, где малый бизнес сталкивается с двойным давлением: с одной стороны — растущие комиссии и постоянно меняющиеся правила работы маркетплейсов, а с другой — усиливающаяся конкуренция со стороны крупных сетевых игроков.
В таких условиях каждый восьмой участник опроса рассматривает возможность полного прекращения деятельности.
Однако, кризисные времена открывают и новые возможности. А российский рынок и в новых налоговых реалиях остается перспективным для тех, кто готов адаптироваться и меняться.